вторник, 1 ноября 2011 г.

Как сделать гитару самому. Гриф. Часть 1 - Дерево!


И так дорогие читатели.  Маленькое вступление и приступим сразу к делу, так как тема очень обширная, и будет разбита на несколько частей. Буду писать доступным и простым языком.

Несмотря на то, что раздел называется  <Звукозапись>, я решил зайти издалека (даже очень издалека) и создать первую тему о том, как сделать гитару самому.  Ведь гитара сама по себе является инструментом практически незаменимым в звукозаписи. А причин сделать гитару самому может быть много и они могут быть самыми разнообразными. От нужды в самом инструменте как таковом  до простого желания сделать  что-то своими руками. Согласитесь, что взгляд на инструмент, купленный в магазине и стоящий в уголке, отличается от взгляда на инструмент стоящий в том же уголке, но сделанный своими руками.
Сразу оговорюсь. Если вы не усидчивый, не терпеливый и не выносите скрупулёзный труд, то закройте страничку и забудьте об этом. Это не для вас. А заинтересовавшиеся, следуйте за мной…

Началось всё так …….
Гуляли мы с женой как-то в городе, и, проходя мимо закрытого музыкального магазина, я, как всегда, уткнулся в витрину и рассматривал инструменты.  В основном инструменты были не известных фирм.  Мой взгляд скользил по богатому выбору гитар и тут …   она….  Я не мог сдвинуться с места. Среди  всего ширпотреба висела старенькая, по-моему,  82 года гитара Gibson Les Paul. Несмотря на то, что уже и краска местами стерлась, и вид уже был не важный, ценник был бодрым  - 850€
Я сказал, причём вслух: "Я хочу эту гитару".  Повернулся к жене, в надежде увидеть одобрение в её глазах.
- Интересно, сколько таких же  мужчин как я, так же, в такие моменты, надеялись на то же самое.  
- А ещё интересней, у скольких из этих мужчин надежды оправдались.  
- Но ещё интересней,  это ж как надо захотеть инструмент,  чтобы мозг в это время совсем перестал фильтровать мысли и допустил мысль о надежде?
- А ещё интересней….   (Простите, увлёкся)!
В общем, повернувшись к жене, я почувствовал, как к моему  носу прикасается огромный кукиш моей жены и тотчас её короткое и не многозначительное  «И думать забудь!», вернуло меня в реальность.  
На что я ответил:  " Тогда я сделаю такую же сам!"


И так первое с чего стоит начать это выбор дерева.

Именно от дерева зависит звучание гитары.  И прежде чем браться за дело, определитесь с тем какое дерево вам нужно, соответственно, какой звук вы желаете получить.  Узнайте, на каких инструментах играет ваша любимая группа. Ведь далеко не секрет, что многие музыканты играют на инструментах, сделанных на заказ. И если ваш Кумир играет на Gibosn, то далеко не факт, что дерево окажется, стандартным для Gibson - Махогани с кленовым Топом. (Топ  –  верхняя (более тонкая) часть корпуса гитары, склеенная по принципу бутерброда).

Вот основные характеристики звучания дерева:



Ольха – хорошо сбалансированное чистое звучание, богатый средний диапазон.

Очень популярный вид  дерева. К примеру, большинство гитар Fender сделано именно из него. Звучание даёт и «мясо» и одновременно разборчивость. Именно эти характеристики дают возможность применять инструмент в разных направлениях музыки. К примеру, сам Steve Vai подписывал свои инструменты сделанные именно из ольхи. Steve Vai  далеко не мой кумир, но тем не менее, это одно из самых известных имён в мире гитаристов и не олько. И в качестве примера, думаю, будет не лишним упомянуть именно это имя.

Красное дерево – теплая и сочная середина, глубокие низы и сглаженные верха. Певучее бархатное звучание.
Один из самых распространённых вариантов среди серьёзных музыкантов.  Плотное звучание, хороший сустейн.  Производители инструментов отдают предпочтение именно этому сорту дерева, если они специализируются на изготовлении гитар для  «тяжелых» стилей. Такие, широко известные производители как  ESP, Dean и Gibson, в основном используют Махогани.  Махогани - это прежде всего «певучесть и мясо», что делает звук, к сожалению, менее разборчивым и звонким. Чтобы собрать в одном инструменте и разборчивость, и сустейн в нужной пропорции, производители прибегают к  трюку,  дающему потрясающие результаты и возможность сохранить все характеристики звучания дерева, собирая  гитару с корпусом из обеих этих пород, сбалансировав их в нужном соотношении.

Белый ясень – плотные низы и острые верха, агрессивное упругое звучание.
Гитары, сделанные из ясеня, принято ещё называть звонкими. Это именно тот «Стеклянный» звук, характерный для знаменитых стратокастеров.
Болотный ясень имеет очень легкий вес и прозрачное звучание. Дерево очень резонансное во всём диапазоне частот, оно обладает чистыми верхами, подчеркнутой серединой и сильным низом.

Твердый (горный) клен – атакующее звучание с быстрой отдачей, хороший баланс в сочетании с красным деревом
Атака ещё большая, чем у ясеня. Отличается выделяющейся исключительной разборчивостью и резкостью. Гитары, состящие полностью из клёна, делают довольно редко, так как каждая сыгранная нота, будет выстреливаться как из пулемёта, из-за нехватки низа, того самого «мяса», которое так любят гитаристы. Такие инструменты нельзя назвать певучими. Протяжные соло не для этих инструментов. Обратите внимание на такие разновидности клёна как: птичий глаз, волнистый (laminated), огненный и горный. Вообще, клён - самый популярный материал для изготовления грифов.

Мягкий (фигурный) клён - красивый рисунок волокон, высокая цена, хороший баланс в сочетании с красным деревом. 

Палисандр - сочное, тёплое и плотное звучание. Редкий вид дерева. Палисандр очень широко используется для накладок на гриф (fingerboard), иногда палисандровым шпоном покрывается корпус инструмента в эстетических целях (больше для красоты чем для звука).

Черное дерево – великолепный внешний вид, атакующее звучание. Используется в основном для накладок на гриф.Эбони (Эбен) обладает схожей с кленом плотностью и дает резкую, четкую атаку. Но более хрупкие волокна и более масляные поры приводят к наиболее выраженному звучанию основного тона по сравнению с кленом. Оно также выдает неслабое количество перкуссивных гармоник при атаке медиатором, которые быстро глохнут, освобождая дорогу добротному долгому сустейну.

Подведём итог:
1.    Лёгкие породы дерева: ясень, белая корина, липа.
Особенности: ярковыраженный звук.
Подходит для соло партий и ритма.

2.    Среднее дерево: ольха, тополь, палисандр, коа.
Особенности: ярковыраженные средние частоты.
Подходят для соло и ритма.

3.    Тяжелое дерево: махогани, агатис, орех, падук, бубинга.
Подходят для мощных ритм-партий.


Это одни из самых популярных видов дерева использующихся при изготовлении гитар. И если вы сделали свой выбор то делаем первый шаг к созданию грифа.
Первое что должен сказать, что в основном Палисандр и Эбен (Чёрное дерево) используются для накладки на гриф!
Что такое накладка на гриф и зачем она нужна мы поговорим позже и разберём всё в деталях во второй части.

(Рекомендую: Серия видеоматериалов от Ruokangas Gutars)

Подпишитесь на RSS ленту или Email и вы сможете первыми узнавать обо всех новых статьях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий